Рим.
День начался с поездки на метро Цирк Массимо. Я намеренно выбрала отдаленную от основных достопримечательностей станцию, чтобы никто не отвлекался от маршрута. Схема себя не оправдала.
Мы проходили мимо терм Каракалы и римского Палатина и, хотя это были далеко не самые значимые памятники архитектуры, папа был восхищен каждой развалиной, все время норовил сбиться с маршрута, фотографировал все на своем пути, и, блестяще пользуясь нашей секундной потерей бдительности, убегал далеко вперед в такое место, откуда выманить его стоило неимоверных Настиных усилий.
Через час такого хождения мы поняли, что заблудились. Вся моя программа катилась под откос. Я знала, что запланированные к посещению пять церквей закроются в половину первого. Было десять утра, а мы еще не посетили ни одной.
Совместными усилиями Ани и Насти все-таки удалось вернуть папу в семью. Пообещав ему, что мы сюда еще вернемся, нам, наконец, удалось определить правильное направление движения, в котором мы под предводительством Ани и пошли.
Первая церковь, запланированная к посещению, была Церковь Сан Лоренцо.
Не отличающаяся наличием каких-то особых шедевров, богатой историей или необычной архитектурой, церковь все же хранила в себе одну тайну. Под ее фундаментом были обнаружены хорошо сохранившееся остатки дома и виллы 1-го века нашей эры. Зная Анину любовь ко всему очень древнему и аутентичному, я включила эту церковь в наш маршрут.
Билет в подземелье стоил шесть евро. Располагающего вида бабушка-кассир на приличном английском объяснила, с чего начать осмотр музея и чем закончить. И мы начали. Первая предложенная к осмотру комната была обычной четырехугольной кирпичной комнатой. Конечно, нас радовала мысль, что комната построена из очень древних кирпичей и очень древними людьми, но особого трепета никто не испытывал. Были другие комнаты, похожие на первую.
Изредка попадались росписи на стенах – такой себе древний аналог наших обоев.Смотреть росписи было намного интереснее, чем кирпичи, а когда мы обнаружили мостик практически над пропастью стало совсем интересно.
В этих древних комнатах проходила какая-то экспозиция современного искусства – прямо на кирпичах располагались металлические предметы: куча маленьких медных стульчиков, футбольный мяч и прочая ерунда, которая, по моему мнению ни коим образом не корреспондировалась с древнейшими постройками. Но, так как решать, какую экспозицию выставлять в музее было не в моей компетенции, то пришлось смириться с тем, что есть. Кроме того, что предметы современного искусства демонстрировались в древних залах, на каждый из них был направленный массивный пучок электрического освещения. Смотрелись предметы интересно: выполненные из желтого металла, ярко освещенные, пятнами они выделялись на фоне серых стен.
Проход был открыт не во все комнаты. Были коридоры, загороженные веревочками (думали, что нас это остановит). Понятное дело, что хочется попасть туда, куда вход запрещен. Нас с Аней веревочка совершенно не смутила и, перешагнув через нее без колебаний, мы направились вперед по коридору. Идти было жутко. Наконец-то почувствовалось дыхание времени: сырость и плохоосвещенность давала о себе знать. Не покидало странное чувство того, что идешь в никуда… Было страшно до дрожи в коленках. В окружающей нас серости внезапно появился луч света, направленный на… маленький детский велосипедик из экспозиции… Было бы смешно, если бы не было так страшно. Как по мне, детская тема вообще должна использоваться осторожно в любых аспектах, а тут… в этом подземелье… велосипедик. В общем, браво организаторам выставки!!! Мы с Аней поспешили обратно в разрешенные к просмотру коридоры. Даже желание подняться по лестнице, попавшейся нам на пути, не возникло, так было страшно.
Мы вернулись с «запретной зоны» и сразу встретили папу с Настей, походили еще минут десять и направились к выходу.
На улице было тепло и приятно. Перед нами был парк с мандариновыми деревьями. Как мы выяснили чуть позже, мандарины были кислыми, но, не несмотря на это, снизу все деревья были начисто обнесены любителями цитрусовых.
На верхушках деревьев на солнышке красовались большие оранжевые мандарины. Через парк мы не пошли – нам было не по дороге. Путь наш лежал в очередную церковь под названием Сан Стефано ротондо.
Церковь пятого века была круглой формы. Неимоверную ценность представлял алтарь, выполненный Бернардо Росселино. Здесь же располагалась единственная сохранившееся в церкви мозаика.
Не могу не отметить, что и алтарь и мозаика смотрелись довольно необычно для нас, посетивших уже множество церквей. Это и не удивительно. Перед нами были самые древние произведения искусства их всех, которые мы видели до этого.
Стены церкви украшали фрески, изображающие мучения святых. Чего там только не было!
Я даже предположить не могла, что святых так мучали. Не хочу писать о грустном, но церковь впечатлила своей неординарностью. Я много раз во время поездки грозилась прочитать Библию, чтобы понимать все сюжеты церковных картин, но мои угрозы так в жизнь до сих пор и не воплотились, соответственно, ответа на вопрос, зачем рисовать в церкви, которая, по сути своей, является светлым местом, фрески на такие ужасающие темы так и остался без ответа.
После посещения Сан Стефано ротондо, папа захотел пойти в какое-то более светлое и веселое место. Его желание было мне понятно.
«Светлым и веселым местом» следующая церковь не стала. Церковь без названия. Путеводитель по Риму мной потерян, а без него восстановить в памяти название церкви не представляется возможным. Надо сказать, что и осматривали мы ее не особо тщательно – так пробежались и вышли наружу.
Нас ждала Сан Клементе. На эту церквушку я возлагала особые надежды. Судя по описанию в путеводителе, под фундаментом сохранились остатки древних поселений, открытых для осмотра.
Когда мы дошли до Сан Клементе, там как раз заканчивалась служба. Мы сразу заметили очередь в подземелье – внушительных размеров. Помня Флоренцию, решено было не стоять (билетов у нас не было никаких, даже электронных). Возложенные на церковь Сан Клементе надежды не оправдались.
Из церквей оставалась только Сан-Пьетро-ин-Винколи. Так как путь в эту церковь лежал мимо Колизея, я предусмотрительно рассказала, что мы идем смотреть статую Моисея работы Микеланджело, ну, чтобы как-то «подогреть» интерес моих спутников и сильно не отвлекаться на Колизей.
Фасад церкви, которая является одной из самых больших базилик Рима, никак не привлекал внимание. Кампанилы не было, а вход в церковь больше напоминал вход в какой-то музей. Базилика была не больших размеров, поэтому мы без труда отыскали гробницу Юрия второго, которую украшает Моисей Микеланджело. Но что тут скажешь? Красиво. Все та же плавность линий, все та же мужественность фигуры, вены, мускулы – всем наделил Моисея гений Микеланджело.
Как мы случайно узнали, уже находясь в церкви, Моисей был не единственной ее изюминкой. Здесь находились так называемые «честные вериги» Святого Петра – цепи, которыми по преданию был скован Святой Петр во время арестов.
Часы показывали половину первого – начиналась сиеста и все церкви Рима закрывались до пяти часов. Нам это было уже не важно. Свою церковную программу на сегодня мы благополучно выполнили.
Я заметила странную вещь: в Венеции все церкви платные – за посещения каждой нужно заплатить 3 евро, но работают они целый день. В Риме же за вход в церкви денег не берут, но работают они считанные часы – пару часов утром и пару часов вечером. Ну, где справедливость?
Как только мы вышли из Сан-Пьетро-ин-Винколи Настин молодой растущий организм потребовал какой-то еды, а Анин молодой растущий организм потребовал пива. На выходе из базилики располагалась уличная лавка с огромными соблазнительными бутербродами по 4 евро на любой вкус: и с отбивной, и с ветчиной и с колбасой – выбирай – не хочу. Ну, не смогли мы сдержаться в этот раз и не попробовать уличной еды. Нас оправдывало то, что это случилось единственный раз за всю поездку. Соблазнился даже папа. Он выбирал бутерброд с закрытыми глазами. Аня же наоборот, выбирала с широко открытыми и долго не могла определиться, какой же одна будет кушать. Мы с Настей сразу выбрали с бургерами и не прогадали. От пива решено было отказаться - уж очень дорого оно там стоило. Пишу это специально для моих родителей и родственников, которые то и дело упрекают меня в чрезмерном злоупотреблении спиртными напитками в этой поездке!!!
- Ну что, в Колизей?
- В Колизей!!!
Колизей был в шаговой доступности и мы присели на лавочке с видом на древнюю арену – полюбоваться и заодно доесть бутерброды. Если быть точной, то доедала бутерброд только я. Все остальные уже давно справились.
- Нет у тебя брата или сестры, – очень уместно заметила Аня, – уже б давно доела.
Так как брата или сестры у меня действительно нет и не кому было забирать у меня еду в детстве, то ела я неспешно и растягивала удовольствие.
Часть Колизея была в лесах и для того, чтобы сделать действительно хороший кадр нужно было найти правильный ракурс. Такой ракурс нашел папа, пока мы ели и отдыхали на скамейке.
Мы сделали много фото, сняв верхнюю одежду для антуража. Правильно, пусть завидуют: в Италии на Новый год и… в свитерах!!! Папа держал все наши куртки и сумки и не сфотографировать его е в таком виде было бы преступлением!
Пришло время посетить сам Колизей и проверить, как работают наши «roma pass». Тут я опять начала нервничать. Нервничала я по двум причинам: во-первых, после того, как в метро стащили Анин паспорт, свои документы мы стали оставлять в номерах. Из-за того, что пассы были именными, то мне живо представилось, как охранник не пропускает нас внутрь без предъявления документов; во-вторых, после Венеции и Флоренции легкий холодок пролетал у меня внутри при мысли о том, что и сюда нас не пустят без очереди. А очередь была… мама не горюй! Змеей она вилась вокруг Колизея и заканчивалась где-то в том месте, где уже не видно было ни входа, ни возможности в этот вход попасть.
Какой там паспорт!
Было столько людей, что охранники сами кричали «рома пасс» и приглашали всех пройти через турникет, который для рома пасс предназначался.
Две минуты (не преувеличиваю!!!!) и мы внутри.
Колизей был построен в первом веке нашей эры императорами династии Флавиев и главное его предназначение было развлекать простой народ гладиаторскими боями, звериной травлей и прочими кровавыми представлениями.
Надо сказать, что римские императоры, хоть и были деспотами и живодерами, но о том, как при таком стиле правления подольше сохранить свою власть и влияние над подданными непрестанно беспокоились. А уж, чем подкупить свой народ, императоры знали точно. «Хлеба и зрелищ!» - требовал народ взамен на верность своему деспоту-императору. Требовал и получал! Начиная со второго века до нашей эры, императорами субсидировались цены на продукты, а иногда продукты вообще раздавались бесплатно. Что же касается зрелищ, то тут они преуспели просто гениально! Чего стоит только цирк Массимо, вмещавший в себя все население Рима.
Не отставал и Колизей. Значительно уступая цирку Массимо в размерах, Колизей преуспел в другом: сто дней с момента его открытия ежедневно проходили представления, во время которых погибло уйма людей и уйма животных.
Мы стояли на месте этих кровавых убийств.
Колизей напоминал стадион небольших размеров. Там, где должна быть непосредственно арена, были какие-то странные катакомбы. Как мы позже прочитали в путеводителе, эти катакомбы выполняли роль театральных кулис.
Все встало на свои места. Вокруг арены располагались древние арки, в которых каким-то непонятным образом сидели зрители. Пишу «каким-то» образом, потому что за час хождения по Колизею мы выдвигали различные версии, но так и не смогли со стопроцентной уверенность понять, где были сидения для зрителей и какую же роль выполняли арки.
В Колизее можно подняться на второй ярус, как это делали древние. По сути, там тоже самое, что и на первом, только угол просмотра чуть другой. Селфи, фото и мы покинули этот символ Италии с чувством выполненного долга.
Нас ждали Римский форум и палатинский холм. Солнце светило так, как у нас в апреле. Нужны были темные очки. Уличные торговцы давно поняли, что едущие зимой в Италию туристы не рассчитывают на яркое солнце, поэтому темные очки оставляют дома. Очки продавались везде. Они были ужасного качества, но модной формы, а так как Аня еще с Венеции заприметила себя очечки формы, похожей на очки кота Базилио, то ее было не остановить. Лично я очки покупать не собиралась. Думаю, что Настя тоже. В итоге, мы купили три пары: по паре каждой. Продавец сделал скидку в половину стоимости. Уже в очках мы направились по указателю «Вход в Римский форум». Знакомое «пи» и мы внутри. Перед нами чуть внизу было прямоугольное пространство с остатками древних строений, в начале и в конце которого, было по арке.
Решено было подняться на холм и посмотреть панораму форума сверху. Так и сделали. Уже порядком уставшие, мы не находили ничего интересного в этих римских развалинах. Более привлекательными казались мандариновые деревья, которых было огромное множество. Повторялась утренняя картина: на верхушке дерева мандарины были – внизу нет. Насте безумно захотелось попробовать мандарин прямо с дерева. Что мы только не делали: и наклоняли ветки, и папа даже тряс дерево – никаких результатов. Мне надоели эти эксперименты с мандариновыми деревьями и я пошла на смотровую площадку изучать форум. Сидела, смотрела, никого не трогала. Появились мои попутчики с долькой мандарина в руках.
- Все-таки удалось, - сказала я и положила в рот предложенную мне аппетитно выглядевшую дольку мандарина.
Тут мне вспоминается передача «В поисках приключений», когда ведущий пробует всякие экзотические фрукты и пытается объяснить зрителям, на что же похож вкус.
По моему скривленному лицу можно было безошибочно определить, что вкус римского мандарина похож на… лимон, причем кислый-прекислый.
Что было не так с мандаринами определить не удалось. Выдвигались версии, что они еще не дозрели, но их аппетитный вид и тот факт, что мандарины осыпались, напрочь эту версию опровергал…
Меня терзали смутные сомнения по поводу места нашего нахождения. Мне почему-то казалось, что мы уже на Палатинском холме, но информация из интернета эту мою версию опровергала: судя по отзывам, на Палатинский холм должен был быть отдельный вход. Я поверила интернету и мы, спустившись с холма обратно, пошли осматривать Римский форум.
Форум мы прошли за 10 минут, сели на привал у одной из арок и попытались высмотреть хоть что-то интересное. Ничего нельзя было понять. Мы открыли путеводитель. Настя прочитала историческую справку и форум начал наполняться смыслом: вот там остатки базилики, вот храм Сатурна, колонна Траяна и как венец всему – дом весталок. Он нам почему-то больше всего понравился, хотя мы его толком так и не нашли и кто такие весталки нам тоже было неизвестно.
Более-менее изучив форум, мы потянулись к выходу. Насте кто-то сказал, что Палатин уже закрыт и туда не пускают. Ни веря ни чему и не кому, я повела всех вверх по лестнице с полной (ну почти полной) уверенностью, что поднимаюсь на Палатинский холм.
Ошибочка вышла. Холм оказался Капитолийским. Я быстро его узнала: площадь Капитолия, спроектированную Микеланджело и не раз рассмотренную на картинках не узнать было нельзя.
И Палатина мы не нашли и усталость накопилась. Мы начали нервничать. Так как нужно было что-то отвечать на вопрос: куда идем дальше? Я показала на вход в капитолийские музеи и уверенно сказала: сюда!
Капитолийские музеи тоже были запланированы к посещению на сегодня, но на гораздо более позднее время, так как это были одни из немногих римских музеев, которые работали до восьми вечера.
Когда я планировала маршрут сидя дома, в теплой комнате, то, наверное, думала, что мы приедем в Италию и у нас вырастут крылья и появится суперсила, как у Обеликса. Я не учла человеческий фактор. Оказывается, на практике получается все не совсем так, как на бумаге: можно и устать и потеряться и заблудиться и проголодаться и паспорт потерять... Сегодня к половине четвертого с нами уже все это произошло. Думаю, что до восьми часов в таком темпе мы бы не дожили. Я точно.
Итак, Капитолийские музеи. Богатейшее во всей Италии собрание скульптуры.
Здесь и конная статуя Марка Аврелия и волчица, вскармливающая Ромула и Рема, и скульптура умирающего гала, и Венера (на радость папе) и еще много всего интересного.В начале мы честно смотрели все подряд. Особенно нам понравились скульптуры явно мужские, но с женскими лицами и цветами в длинных волосах. Оказывается, это статуи Богов. Словосочетание, часто встречаемое в книгах: «красив, как Бог» было лишено для меня смысла и приобрело его только тогда, когда я увидела эти статуи. Боги действительно очень красивы и скульпторам удалось это виртуозно передать!
Чем дальше продвигался осмотр музея, тем больше мы уставали. Закончилось все тем, что выйдя на площадь Капитолия, мы сели на бордюре и никакой Микеланджело был нам не интересен.
Домой, однозначно домой! Это был единственный день, когда мы закончили прогулку раньше, чем пять часов вечера. Необходимо было набраться сил.
Домой мы все равно приехали поздно – по дороге зашли в супермаркет. Так как у нас в номере была кухня, то решено было опять приготовить пасту с соусом по венециански. Купив все на соус мы, наконец, вернулись в номер.
У меня ушла уйма времени, что бы разобраться с плитой: она упорно не хотела разогревать сковородку для соуса. Пришла Аня и решила эту проблему за секунду. Оказывается, нужно было просто поменять местами кастрюлю и сковородку. Горелка, на которой стояла кастрюля, грела лучше.
Кухня у нас в номере располагалась в шкафу – гениальное дизайнерское решение! Несмотря на это находиться на ней было удобно и приятно. Все было под рукой, а набор посуды, подобранный, наверняка, какой-то нашей землячкой-эмигранткой позволял приготовить любое экзотическое блюдо.
Паста с соусом были готовы. Вкусно поев, мы отдыхали: было еще рано ложиться спать, а идти гулять не было сил.
Слово за слово и у папы с Настей родился спор. Гай Юлий Цезарь и Калигула это одно лицо или разные императоры? Цена вопроса – 10 евро. Вопрос был интересный, потому что интернет на него однозначного ответа не давал: одни источники писали, что это разные люди, другие – наоборот. Спор нас настолько захватил, что я решила написать маме – все-таки заслуженный учитель истории!!! Надо сказать, что мама нас запутала еще больше, чем интернет. Сначала она написала, что тот самый великий Цезарь и есть Калигула. Калигула – прозвище Цезаря. Потом, что это два разных императора. Видимо, запутавшись сама, мама обвинила меня в неумении правильно ставить вопросы и попрощалась. К тому времени, мы уже досконально изучили информацию в инете и могли с уверенностью утверждать, Калигулу звали Гай Юлий Цезарь Август Германик и правил он позже, чем, собственно Гай Юлий Цезарь. Победа была за папой. Не знаю, какая судьба постигла разыгрывавшиеся 10 евро, но спор был исчерпан.
Так как больше не о чем было спорить, мы отправились спать.
Комментариев нет :
Отправить комментарий