Польский город Люблин, о
достопримечательностях которого можно прочитать в этом посте http://vseisklycheno.blogspot.com/2016/10/blog-post_18.html, сыграл огромную
роль в истории Украины. Здесь в 1569 года была подписана Люблинская уния, то
есть соглашение, в результате которого часть украинских земель вошли в состав
Речи Посполитой. В то время все население Украины исповедовало православие, а
поляки - католицизм. В составе Речи Посполитой наши сограждане столкнулись с
тотальны «ополячиванием» и «окатоличеванием». Желание поляков обратить нас в
свою веру реализовалось путем подписания в 1569 году Брестской унии –
соглашения, в котором большинство украинских священников под угрозой репрессий
вынуждены признать верховную юрисдикцию римского Папы. Единственным
послаблением для наших верующих было сохранение византийского (православного)
обряда. Понятным языком это означает, что Рождество можно было праздновать 7-го
января, а не 24-го декабря, как это делают римо-католики. Так родилась
греко-католическая вера.
Наши западные земляки были
категорически против всего, что было связанно с Ватиканом, поэтому массово
бежали на восток Украины ради возможности молиться в православных храмах.
С тех пор прошло почти пятьсот лет
и жители смирились с когда-то навязанной им верой. На западной Украине
построили великое множество католических храмов, Верховный Архиепископ
Украинской греко-католической церкви стал принимать участие в Священном Синоде,
а львовяне, иванофранковцы и тернопольцы в обязательном порядке посещают
воскресную службу даже в день выборов Президента.
В современной Украине отлично
уживаются верующие разных конфессий: православные с удовольствие посещают
прекрасные и величественные католические костелы, а католики ездят посмотреть наши Лавры.
Лавра (греческое) – название
некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное
историческое и духовное значение. В нашей стране их три: Свято-Успенская
Стятогорская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская
Киево-Печерская лавра.
Свято-Вознесенский Мужской
Монастырь в селе Бончены Черновицкой области, на мой субъективный взгляд,
близок к тому, что бы получить это почетное звание.
У греко-католиков нет лавр, зато
есть костелы, базилики и духовные центры. Один из таких центров – Марийский –
находится в селе Зарваница Тернопольской области.
Так как католики поклоняются Матери
Божьей, то все значимые церковные сооружения у них возводятся в местах
чудесного появления девы Марии. Так случилось и с Зарваницей. В середине 13
века монах Киево-Печерской Лавры, спасаясь от преследования монголо-татар, «зарвал»,
то есть заснул в том месте, где сейчас располагается Марийский центр. Во сне
монаху явилась Дева Мария, а утром забил святой источник. Это был знамение
основать в этом месте монастырь. Город назвали «Зарваница», как тот, в котором
«зарвал», то есть заснул, монах, а монастырь назвали Марийским – в честь
чудесного явления Девы Марии.
Монастырь стал активно развиваться.
Есть поверье, что еще в 13 веке первую церковь здесь построил местный князь в
благодарность за свое чудесное выздоровление. Первое же письменное упоминание о
Марийском монастыре датируется 1458 годом.
За 700 лет своего существования
Марийский духовный центр вошел в пятнадцать самых значимых мировых католических
святынь, связанных с явлением Девы Марии, и заполучил статус места «полного
отступа», то есть места, в котором можно получить не только отпущение грехов,
но и освободиться от наказания за их совершение.
Такому бурному и динамичному
развитию Центр обязан чудотворной иконе Божьей Матери, которая сейчас находится
в церкви Святой Троицы. Икона была написана в XIII
веке, а в XIX Папа Пий IX короновал икону и предоставил
ей особый статус. С этого момента Марийский монастырь является одним из шести
крупнейших мировых центров католической веры, а поток паломников, желающих
поклониться чудотворной иконе, не иссякает никогда.
Я не хочу перечислять политиков и
деятелей искусства, которые регулярно приезжают в Зарваницу за отпущением
грехов, но не могу не написать о том, что Иосиф Слепой – патриарх Украинской
Греко-католической церкви - молился здесь за Украину. В 2001 году, во время визита
к нам Папы Римского Иоанна Павла второго, икону Зарваницкой Божьей Матери
доставили в Киев на Аскольдову могилу, что бы Папа смог приложиться к святыне.
Конечно же, мы не могли не посетить
это святое место, тем более, что расположено оно прямо по дороге Тернополь –
Татаров, то есть по дороге из Харькова а Карпаты.
Всю дорогу меня не покидало
ожидание чуда и неземной благодати. Тем более, что некоторые из моих попутчиков
изъявили желание искупаться в источнике Святой Анны, находящимся рядом с
Марийским центром – в той самой воде, которая забила из земли после явления
монаху Божьей Матери. Для того, чтобы попасть в Зарваницу, нужно свернуть с
трассы Тернополь – Ивано-Франковск и проехать несколько километров по дорогам
местного значения. Пусть это Вас не пугает. Качество дорожного полотна
удобоваримое и на каждом перекрестке есть указатели.
Для того, чтобы попасть в Марийский
центр с Ивано-Франковской трассы, необходимо проехать через всю Зарваницу по
центральной улице. Слева и справа Вы увидите множество гостиниц и трапезных для
паломников, а у самого входа – сувенирный рынок – уютно расположившийся на
мосту через местную речушку Стрипу.
Вокруг Центра огромное количество
парковок, но, рискну предположить, что мы смогли припарковаться без проблем
только потому, что приехали в районе трех часов дня. Утром Вас наверняка будут
ждать сложности с парковкой.
Центр приветливо встретил нас вот
такой вот входной аркой.
Прямо за аркой располагается
часовня, возведенная на том месте, где монаху явилась Дева Мария.
Рядом –
священный источник с чудодейственной водой.
Мы умылись, почувствовали себя
полными сил и здоровья и направились в Собор Зарваницкой Божьей Матери –
поклониться той самой уникальной иконе. Собор – трехуровневый. Икона
располагается в Подземной церкви Святой Троицы. Вот она.
Я постеснялась подойти
ближе, что бы сфотографировать – в комнате особенная атмосфера да и не хотелось
никому мешать вспышкой и клацаньем: общение с Богом процесс интимный и очень
личный.
Верхняя церковь Собора – просторна
и величественна. Алтарь выполнен из мрамора и украшен золотом, как и положено
для церквей такого уровня.
Под расписным потолком - великолепная люстра.
В
церкви находится рака с мощами святого Иоанна-крестителя.
При входе в верхний храм есть
смотровая площадка, с которой можно полюбоваться четырёхъярусной 75 метровой
колокольней и певческим полем, рассчитанным на 50 000 человек!!!
Поднявшись на «Голгофу» вы можете
посетить Монастырь святой Троицы ордена Студитов.
Главная церковь монастыря
полностью деревянная. Внутри есть много красивых резных икон – никогда раньше
не видела подобных.
Гуляя по территории Марийского
центра, Вы обязательно увидите вот такой указатель и он Вас обязательно
заинтересует.
По указателю находится небольшая церковь, внутри которой в
натуральную величину воссоздан дом, где жила Божья Матерь до Успения.
Согласитесь, довольно необычная реликвия для представителей православной веры.
Есть на территории центра еще один
необычный памятник – памятник Мигрантам. Маленькая девочка, застывшая в бронзе
возле огромного чемодана, с тоской смотрит на Собор Зарваницкой Божьей Матери.
У подножья памятника - карта, из которой можно узнать, сколько наших
соотечественников вынуждены были покинуть Родину по разным причинам. Одной из
причин несомненно являлось преследование по религиозному признаку, которое, к
сожалению, процветало в нашей стране во все времена.
Советская власть не пощадила
Марийский центр – он был полностью уничтожен и начал восстанавливаться только в
1991 году после провозглашения независимости Украины.
Наше путешествие подходило к концу
и время неумолимо приближало нас к купанию в источнике Святой Анны. Надо
сказать, что настроение у желающих пройти эту процедуру уже не было таким
бодрым. Летом вода в источнике
прогревается всего-навсего до 8-ми градусов! О температуре воды поздней осенью
можно было только догадываться.
Купальня прекрасно оборудована:
есть раздевалки, ступеньки в воду, навес на случай дождя.
Все эти земные
удобства ничего не значат по сравнению с обещанием никогда больше не болеть и
не стареть после погружения в святую воду… и ребята рискнули! Один несмелый
шаг, другой, погружение… и вот мы уже слушаем впечатления улыбающихся
«паломников» и терпим веселое подтрунивание, мол, трусишки мы, что не решились!
В качестве резюме хочу сказать, что
Марийский скит освящен как католическими, так и православными священниками,
поэтому приезжать сюда можно и нужно всем, не зависимо от того, какую веру Вы
исповедываете.
Комментариев нет :
Отправить комментарий